Анастасия Трокмортон
Из статьи русского этнографа Александра Максимова «Превращение пола» (1912) – о гомо- и транссексуальности у чукчей и коряков.

У чукчей и коряков существовал институт «превращения пола». Мужчины и женщины по наитию шаманского вдохновения решали сменить пол, и окружающие относились к этому совершенно спокойно.
Например, вдова средних лет, имевшая трех детей-подростков. Она обрезала свои волосы, оделась в мужское платье и научилась владеть копьем и стрелять из ружья. Наконец, она захотела жениться, и легко нашла молоденькую девушку, которая согласилась сделаться ее женой. Она обзавелась икрой от оленьей ноги, прикрепляемой на кожаной повязке к животу, и употребляла ее вместо мужского члена. Этой «превращенной» (или этому «превращенному») захотелось иметь детей от своей молодой жены. Она (он) вступил (вступила) в соглашение о «переменном браке» с молодым соседом. В течение трех лет родились два сына. Согласно чукотским правилам «переменного брака» они считались законными детьми превращенного мужа. Таким образом, эта женщина сначала была матерью, потом стала отцом…